Студия графического дизайна Елены ПушкинойЗаметкиБлогДизайн, генерирующий прибыль: обзор креативных индустрий
Блог

Дизайн, генерирующий прибыль: обзор креативных индустрий

Дизайн, генерирующий прибыль: обзор креативных индустрий Блог Заметки
Андрей Деревянко — Студия графического дизайна Елены ПушкинойАндрей Деревянко  |  Суббота, 13 августа 2022 года
Креативные индустрии в настоящее время являются одной из наиболее перспективных, инновационных отраслей экономики.

Современный дизайн используется отдельными компаниями, городами и странами в качестве стратегии по конкурентной борьбе за рынки, инновации и лидерство на международной арене.

По оценкам исследовательской и консалтинговой компании Forrester размер мировой индустрии дизайна составляет 162 миллиарда долларов (март 2021 года).

Главный тренд индустрии последних 10–15 лет заключается в нарастающей роли дизайна на всех уровнях и бизнес-процессах: в работе предпринимателей и корпораций, органов государственного управления, общественных организаций.

Присутствие дизайна в деятельности компаний в том или ином виде повышает ценность продуктов и увеличивает прибыль.
Инвестиции в дизайн приносят и компаниям, и государству значительный доход.

Так, в 2016 году экономика дизайна произвела в Великобритании 85,2 млрд фунтов стерлингов валовой добавленной стоимости (ВДС). Это эквивалентно 7% ВДС Великобритании и эквивалентно размеру секторов строительства, транспорта.
 
По расчётам агентства InnovateUK (2015):
 
Каждый фунт, инвестированный в дизайн, может приносить компании 20 фунтов дохода
 
Доклад The Value of Design FactWnder британского Совета по дизайну содержит следующие заключения:
  • Каждые 100 фунтов стерлингов, потраченные на разработку дизайна, увеличивают оборот на 225 фунтов стерлингов.
  • В компаниях, где дизайн является неотъемлемой частью деятельности, более трёх четвертей утверждают, что благодаря дизайну они повысили свою конкурентоспособность и оборот.
  • Акции компаний, ориентированных на дизайн, превосходят ключевые фондовые индексы на 200%.
  • В среднем, компании, ориентированные на дизайн, увеличивают свою долю рынка на 6,3% за счёт его внедрения.
 
В Германии креативные индустрии создают 9% валовой добавленной стоимости.
Экономическая целесообразность вложения в дизайн подтверждается и экспертами McKinsey, которые отслеживали дизайн-практики 300 публичных компаний за пятилетний период (с 2013 по 2018 годы) в разных странах и отраслях.

Компании, использующие преимущества дизайна, получают на 32% больше доходов и на 56% больше дивидендов для акционеров
 
Это означает, что дизайн можно рассматривать не только как визуальную эстетику, но и как стратегический ресурс роста бизнеса.
По мнению экспертов, креативные индустрии составляют значимую долю ВВП России, доходящую до 8,5% ВВП в 2024 году и 10% ВВП в 2035.
По словам Валентина Смолякова, первого вице-президента АКАР (Ассоциации Коммуникационных Агентств России), на основе сравнительного анализа вклада рекламы в экономику, можно говорить о том, что каждый рубль, вложенный в рекламу, генерирует от 8 до 16 рублей в экономике России (в США — 16 долларов, в ЕС — 8 евро).

Каждый рубль, вложенный в рекламу, генерирует от 8 до 16 рублей в экономике России

В РФ в креативных индустриях работает около 748 000 организаций, вовлечены почти 5 млн человек, или 6,8% всех занятых в стране.
 
В 2019 г., несмотря на замедление роста экономики с 2,8 до 2%, креативные индустрии продолжали развиваться опережающими темпами и занятость в ней продолжала расти.
 
АКИ выделила 6 дизайн-центров мира:  
АКИ выделила 6 дизайн-центров мира
Союзом дизайнеров России разработана сегментация рынка дизайна, выделяющая восемь крупных сегментов:
  1. Коммуникационный дизайн
  2. Интерьерный дизайн
  3. Промышленный дизайн
  4. Средовой дизайн
  5. Текстильный дизайн
  6. Fashion дизайн
  7. Сервис дизайн
  8. Концепт дизайн
Союзом дизайнеров России разработана сегментация рынка дизайна, выделяющая восемь крупных сегментов 
Коммуникационный дизайн — область дизайна, основная задача которой — передача контента любого характера с помощью визуальных графических средств.
Коммуникационный дизайн, в свою очередь, составляют следующие направления:
  • Графический дизайн (визуальный дизайн)
  • Брендинг и айдентика
  • Дизайн упаковки
  • Дизайн многостраничных изданий
  • Рекламный дизайн
  • Иллюстрирование и инфографика
  • Шрифтовой дизайн
  • Анимационный дизайн
  • Телевизионный дизайн
  • Digital дизайн
  • UI/UX дизайн
Хороший коммуникационный дизайн позволяет ориентироваться в Интернете, на улицах, в помещениях и бумажных СМИ (газеты, журналы).

Хороший коммуникационный дизайн — это то, что человек воспринимает на интуитивном уровне и моментально распознает
 
Совокупный объем выручки компаний России, ведущих деятельность в сфере коммуникационного дизайна, в 2020 г. оценивается в объёме 75,5 млрд руб.
Доля выручки коммуникационного дизайна в общей выручке дизайн-индустрии оценивается в 59%.

Среднегодовой темп прироста выручки коммуникационного дизайна с 2017 года — 10%
 
Промышленный дизайн — это отрасль дизайна, целью которой является определение формальных качеств промышленно производимых изделий, их структурных и функциональных особенностей и внешнего вида, а задачей — сделать производимый продукт удобнее.
Он охватывает широчайший круг объектов, от домашней утвари до высокотехнологичных, наукоёмких изделий.
В традиционном понимании к задачам промышленного дизайна относятся прототипирование бытовой техники, производственных установок и их интерфейсов, наземного, водного и воздушного транспорта, в т. ч. автомобилей, самолётов, поездов, разнообразного инвентаря.
 
Текстильный дизайн — область дизайна, направленная на создание структуры материалов и разработку узоров, рисунков, принтов для тканей, используемых в интерьерах и модной индустрии.
 
Fashion дизайн — создание одежды с учётом комплекса аксессуаров.
Основное отличие дизайнера моды (fashion) от дизайнера одежды — широта круга обязанностей.
Модные дизайнеры координируют создание всей коллекции бренда, включая сопутствующие товары и аксессуары, при этом всегда работают в команде.
Дизайнеры одежды отвечают только за наряды и имеют достаточно независимое положение в компании.
 
Интерьерный дизайн (дизайн интерьера) — сектор дизайна, обеспечивающий создание интерьеров помещений, сочетающих удобное и эстетически приятное взаимодействие среды с людьми.
Он разрабатывается как для жилых помещений, так и для рабочего пространства (офисов, магазинов, складов, банкетных залов и т. д.).
 
Средовой дизайн — организует пространство обитания человека будь то город, двор, улица, парк или дом.
 
Концептуальный дизайн — разработка принципиальной идеи, проработка стратегий и подходов, используемых для проектирования, а также аналитика в области дизайна.
 
Сервис дизайн — это построение сервиса, ориентированного на потребности клиента. Сервис-дизайн делает опыт видимым — выявляет его и наглядно показывает в виде схем, инфографики и т. п.
 
Распределение организаций по сегментам рынка дизайна в 2020 г.
  • Коммуникационный дизайн — 51,2%
  • Интерьерный дизайн — 29,5%
  • Промышленный дизайн — 8,1%
  • Средовой дизайн — 6,8%
  • Текстильный дизайн — 3,7%
  • Fashion дизайн — 0,4%
  • Сервис дизайн — 0,3%
Распределение организаций по сегментам рынка дизайна в 2020 г.
Из статистики видно, что больше половины организаций, работающих на рынке дизайна, осуществляют свою деятельность в секторе коммуникационного дизайна.
Потребителями дизайн-услуг, как правило, являются представители бизнеса.
Практически, каждая отрасль экономики в той или иной степени пользуется дизайн-услугами.
 
Опираясь на статистические данные, можно сделать следующие выводы:
  1. Креативные индустрии занимают весомую долю ВВП стран мира, сопоставимую со строительной, транспортной и др. отраслями
  2. Креативные индустрии растут и развиваются опережающими темпами
  3. Креативные индустрии являются триггером развития других отраслей и генератором выручки в других отраслях экономики
  4. Соответственно, верно и обратное, при снижении объёмов креативных индустрий будут снижаться объёмы выручки других отраслей
  5. Занятость в креативных индустриях росла даже при снижении ВВП
  6. Креативные индустрии в России находятся в стадии активного роста с большим потенциалом (потенциал роста может составлять более 100% до 2024 года)
  7. Больше половины организаций креативных индустрий работают в секторе коммуникационного дизайна и генерируют около 60% выручки всех креативных индустрий
 
При подготовке обзора использованы материалы исследования АКИ «Комплексное исследование рынка дизайна» (январь 2022), исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ (2021), консалтинговых компаний Forrester (2021) и McKinsey (2018), доклада британского Совета по дизайну The Value of Design FactWnder (2007)