Релевантный дизайн продукта, пространства, архитектуры. Что это?
Использования понятия релевантности в сфере дизайна — это взгляд, с другой стороны, который позволяет уйти от субъектных понятий «нравится» «не нравится» и рассматривать дизайн с точки зрения соответствия, применимости, адекватности и т. п.
В теории релевантности, существует понятие степень релевантности. Степень релевантности — это значимость в моменте времени, как правило, максимальный уровень адекватности, соответствия, необходимости, применимости с точки зрения наблюдателя. Акцентирую внимание, с точки зрения наблюдателя!
Цель дизайна стать релевантным ответом на запрос наблюдателя (потребителя, пользователя).
Перейдём от теории к практике. Все мы знаем, что в сфере дизайна существует проблематика «нравится» «не нравится». Чтобы снизить субъективный взгляд, большое внимание уделяется презентации дизайн-проекта.
Цель презентации дизайна:
- Напомнить клиенту задачу/ТЗ
- Показать идейные пути решения
- Представить визуальный ряд выбранной идеи
- Доказать, что созданный дизайн, соответствует задаче/ТЗ
Но даже с таким исчерпывающим подходом, мы можем столкнуться с тем, что дизайн не поймут, не примут… Почему? Потому, что при создании презентации проекта мы руководствуемся навыками продаж. Цель презентации продать дизайн, а не раскрыть бренд. Из позиции творца мы движемся в позицию продавца. Как же иначе, это же бизнес. На этом этапе очень легко потерять релевантность дизайна. А ведь, цель дизайна — это решать поставленную задачу, не разводя спор о вкусах.
Чем шире будет проработана тема на этапе постановки задачи, чем критичнее взгляд в процессе, тем более эффективным становится решение — релевантным дизайн-концепт и естественной продажа.
В чём же проблема релевантного дизайна и как её решать?
В дизайн агентствах, дизайн студиях над проектом работает команда специалистов — креативная команда. На этапе разработки концепции рассматриваются достойные (на взгляд команды) варианты, из которых данная команда выберет финальный. Выбранный вариант будет доведён до воплощения.
С чем мы сталкиваемся в процессе работы креативной команды? Чтобы работа была плодотворной, нужна синергия, со-настроенный взгляд. Вся команда должна «влюбиться», и может даже с первого взгляда, в свою идею. Эффективное для творческих людей состояние потока. Однако, именно в этом плодотворном состоянии, теряется критическое мышление.
Для решения проблемы «замыленного взгляда» в агентствах существует практика — «дать концепту отлежаться». Это действительно хороший инструмент. Но давайте зададим вопрос: какие критерии оценки существуют после того, как концепт дизайна отставили в сторону на 1–2 дня, чтобы взглянуть на него «свежим взглядом»? Вы уже поняли))) Критерии — «нравится» или «не нравится» дизайн-концепт дизайнеру или команде!
Даже если на поверхности не заметно, то в глубине, каждый творческий человек или коллектив сталкивается с тем, что он — гениален, а его не понимают. Если не понимают, довольно распространённая позиция — уйти в оборону (клиент не понимает, клиент не знает чего хочет, вставьте свой ответ в подобной ситуации).
Плодотворна ли позиция самозащиты? В клиенте ли лежит проблема? Единицы подобных клиентов, конечно, возможно встретить. Но если события повторяются, пора задуматься!
Смотрим. Дизайнеры считают, что их не понимают. И это факт, их замысел действительно не всегда понимают. Он не считывается! Уходя в самооборону, дизайнеры отказываются понимать, что их прямая задача — сделать дизайн, который будет понятен не только им, а целевой аудитории. Цель дизайна стать релевантным ответом на запрос наблюдателя (потребителя, пользователя).
Существует ли решение данного вопроса? И да, и нет. Если рассматривать существующую модель устройства дизайн агентств, то мы видим, что, формируя творческую атмосферу, состояние потока, креативную команду наделяют полными правами на проект. В данной модели, существует «замыливание взгляда» — «слепое пятно». Когда находящие внутри процесса не могут видеть его со стороны. Деревья вместо леса.
Критическая команда
Возможно введение мобильной критической команды, которая существует вне процесса разработки дизайна. В данной модели, первую презентацию проекта следует провести для критической команды, а не для клиента, что позволит увидеть невидимое.
Плюсы модели: это позволит убрать «слепое пятно» и посмотреть на дизайн-решение с точки зрения наблюдателя.
Минусы модели: оценка релевантности дизайна с помощью критической команды потребует дополнительные ресурсы Структурные изменения повлияют на длительность процесса разработки дизайна, а время — деньги. Кроме того, встанут вопросы о формировании критической команды: внутренняя или внешняя, как собирать, насколько она соответствует целевой аудитории и т. п.
Добавляя в процесс создания дизайна критическое мышление, возможно смотреть на ситуацию широко, раздвигая границы собственного мира до границ целевой аудитории.
Критерии релевантности дизайн-концепта
Возможно пойти по пути формирования критериев релевантности модели. В данном подходе мы сможем сформировать базовые критерии, касающиеся общего понятия дизайна, и частные, касающиеся конкретных сфер дизайна. Этот путь менее затратный, однако он требует времени и глубоко осмысленного подхода к сути дизайна.
Плюсы: релевантность мы сможем использовать, как линейку (от ноля до 100%), для оценки созданного дизайн-концепта. Для оценки достаточно знать критерии оценки.
Минусы: мы уйдём в формирование методологии на неопределённое время.
Однако, в обоих случаях, организация процесса разработки дизайна подобным образом позволит двигаться в сторону 100% на шкале релевантности дизайна.
Сегодня мы понимаем, что дизайнерский объект, в широком смысле этого слова, должен раскрывать потребителю смысл продукта. Но зачастую дизайнерский объект прячет смысл. Это происходит, если у дизайнера в состоянии потока, наступает разрыв между глобальными ассоциациями и персональными. Ментальная ловушка: что понятно мне, то понятно всем.
Добавляя в процесс создания дизайна критическое мышление, возможно смотреть на ситуацию широко, раздвигая границы собственного мира до границ целевой аудитории.