Студия графического дизайна Елены ПушкинойЗаметкиСоветы экспертаСовет эксперта №25. Дизайн и вёрстка журнала. В чём разница?
Советы эксперта

Совет эксперта №25. Дизайн и вёрстка журнала. В чём разница?

Совет эксперта №25. Дизайн и вёрстка журнала. В чём разница? Советы эксперта Заметки
Елена Пушкина — Студия графического дизайна Елены ПушкинойЕлена Пушкина  |  Среда, 15 декабря 2021 года
В работе с уже существующими журналами мы часто сталкиваемся с тем, что Клиент констатирует «Дизайн уже есть, нужна только вёрстка. Редизайн издания не интересует». При этом общие пожелания выглядят так: нужно добавить воздуха, внести «свежую струю», привнести динамики, эффектно подать инфографику и т. д.

Подобные запросы стали триггером в написании данного Совета Эксперта.

Что включает дизайн и редизайн журнала / издания?

Разработка дизайна издания предполагает создание концепции, в рамках которой ведётся дальнейшая работа над всеми номерами издания. Создаваемые концепцией рамки не ограничиваются шрифтами и цветом. Шрифт, цвет, графические (ещё называют, стилевые элементы), требования к иллюстративному материалу — это не более чем базовые составляющие стиля, инструменты.

Разработка дизайна издания предполагает создание концепции, в рамках которой ведётся дальнейшая работа над всеми номерами издания


При разработке концепции, первый вопрос на который мы отвечаем — это «Что?», то есть определяем базовые составляющие. Второй вопрос — это «Как?». Как именно можно использовать то, что является инструментом стиля. В вопросе «Как?» будет определена суть концепции. Например, будут определены
  • общий вид концепции — лаконичный, воздушный, современный, строгий, игровой, деловой, компактный и т. п.
  • шрифтовые карты — подбираются шрифты и их сочетание, соответствующее общей концепции
  • цветовые карты — какие цвета, для каких целей определенный цвет, как использовать, в каких пропорциях, в каких сочетаниях и т. д., в том числе ограничения, как не использовать
  • стиль иллюстративного материала (фото, иллюстрации) — это очень важная составляющая стиля, которая формирует атмосферу издания. Здесь определяются какие именно иллюстрации будут отражать нашу концепцию. Определяются постановочные сцены, цветовая гамма, контрастность, художественный стиль иллюстраций и т. п.
  • графические элементы — какие элементы, в каких случаях их использовать, частота использования и т. п.

Далее работы ведутся непосредственно над Блоком и Обложкой журнала
  • разрабатывается сетка издания — образно можно сказать, что это скелет, на опорах которого будет строиться стиль. Правильная сетка позволяет дать разнообразие дизайна статей или, наоборот, сузить варианты.
  • определяются типы контента (заголовки разных уровней, лид, врез (цитаты), врез (тематические блоки), подрисуночные подписи, сноски, ФИО автора статьи и т. п.)
  • определяется вид и размеры шрифта для всех типов шрифтовой иерархии и типов шрифтового контента, определенных ранее
  • создаётся стиль для различного типа контента, либо запланированных рубрик — например, шаблоны для интервью, раздела новостей, содержания и т. п.
  • создаются стили для инфографики, таблиц, графиков
  • создаются требования и ограничения для рекламных материалов (при их наличии), также формируется рекламная сетка
  • разрабатывается логотип издания — название журнала в графическом исполнении
  • разрабатывается дизайн Обложки — определяются элементы, составляющие контент на Обложке (выносы, анонсы, сезонные маркеры, наличие штрих-кода и т. п.). Прорабатываются варианты компоновки и ограничения.


Что включает верстка журнала/издания?

Вёрстка — это процесс работы с контентом в рамках существующей концепции издания, то есть работа в определенных рамках, созданных для всех типов контента (рубрик, текста, иллюстративного материала, графических элементов, инфографики, графиков, таблиц и т. п.).

Работа верстальщика заключается в соблюдении этих рамок и грамотной вёрстке с точки зрения технических правил. Так, например, «висячие предлоги», неправильное перетекание текста по колонкам, неправильное обтекание иллюстрации текстом и т. п., являются грубой ошибкой вёрстки.

Повторюсь, верстальщик — это технический специалист, в его профессиональные обязанности входит соблюдение правил, но не создание креатива. Когда есть на что опереться (проработанная концепция дизайна издания), верстальщик качественно и интересно реализует верстку. Креативность верстальщика — это приятный бонус, который высоко ценится в сфере полиграфического дизайна, и такой специалист не задерживается на должности верстальщика.

Вёрстка — это процесс работы с контентом в рамках существующей концепции издания


Предлагаю рассмотреть качественную вёрстку на примерах из журнала EdExpert, с которым мы работаем на протяжении более пяти лет. На примерах нескольких разворотов — Рубрика, Содержание, Статья — можно видеть, как в рамках созданной концепции верстальщики реализуют варианты вёрстки, получая в работу только текстовый и иллюстративный материал. Примеры смотрите ниже.







Если Клиент запрашивает вёрстку издания, и отказывается от редизайна, правильно будет изначально обозначить границы вёрстки, чтобы не возникло завышенных ожиданий и недопонимания. Поверьте, откровенность пойдёт на пользу отношениям с Клиентом.

Желаю отзывчивых и ведущих диалог клиентов!


С наилучшими пожеланиями,
Креативный директор «Студии дизайна Елены Пушкиной»
Елена Пушкина