Советы эксперта

Совет №14. Абзацный отступ

Совет №14. Абзацный отступ Советы эксперта Заметки
Елена Пушкаренко — Студия графического дизайна Елены ПушкинойЕлена Пушкаренко  |  Воскресенье, 24 марта 2019 года
Вы сталкивались при чтении с «грудой» монотонного текста? Впечатления скорее всего не из приятных. Более того, не отформатированный текст усложняет восприятие информации. Какой бы ни был заманчивый и полезный контент, рано или поздно читатель сдастся. Это как слушать аудиокнигу, которую озвучивает робот. Какой бы ценной ни была книга, усвоить контент просто невозможно. Разве что можно заснуть под монотонную декламацию…

Для контакта читателя с текстом необходим ритм.

Для «музыки текста» используют и поля, и колонки, и выключку, и разбавление иллюстрациями, но без абзацного отступа не обойтись, даже если вы искусно примените все вышеописанное.


Заметьте, что подача печатного текста ничем не отличается от чтения вслух с правильной интонацией. Если упустить момент оформления или допустить грубые ошибки, можно очень легко потерять читателя или не донести желаемые сообщения.

Одним из важных пунктов в оформлении текста является абзацный отступ.

Абзацный отступ служит для формирования смысловых блоков и своевременных пауз. Да-да, именно с добавлением отступов, текст начинает звучать, а это позволяет правильно и легко воспринимать материал. Создайте ритмичность техническим оформлением и даже в сложном тексте читатель сможет услышать музыку. Конечно, не в прямом смысле «услышать музыку». Но не будем забывать, что большую часть восприятия мы совершаем неосознанно. Что-то нам доставляет удовольствие, что-то отталкивает, а формализовать без углублённых знаний такие реакции нам практически не удаётся.

Для «музыки текста» используют и поля, и колонки, и выключку, и разбавление иллюстрациями, но без абзацного отступа не обойтись, даже если вы искусно примените все вышеописанное.

Какие же бывают отступы? Очень разнообразные))) И здесь, на мой взгляд, важна не только механика, но и смысловой подтекст.



Например, отступ первой строки на «круглую» — это достаточно классический вариант «красной строки», который будет очень гармонично вписываться в издание об искусстве или исторический роман.

Швейцарский абзац — использование слепых строк для отделения абзацев — создаёт, на мой взгляд, очень яркую уверенную ритмичность. Но не каждое издание может себе позволить «воздух», ведь это влечёт увеличение количества страниц или сокращение контента. Однако, для веб ресурса — это решение просто замечательное.

Что касается нулевого отступа, то безусловно — это креативно, но насколько удобно, сказать сложно. В таком варианте распознать абзацы можно только по короткой последней строке. Этот вариант можно считать обоснованным для творческого оформления, например, фотоальбомов. Взгляните на репродукции 17 века, дополненные кратким описанием, и вы почувствуете, как будет органично смотреться текст с нулевым отступом. В таких изданиях текст выступает дополнением к основному контенту, потому, смещая акценты в сторону картины, мы выстраиваем необходимые ощущения у читателя.

Существует ещё один креативный абзац — это втяжка. Втяжка представляет собой выступ первой строки и втянутость последующих строк абзаца. Также втяжку можно использовать для целых абзацев — чередуя выпуклость и вогнутость или создавая лесенку. На мой взгляд, это достаточно интересный приём для глянцевых изданий. Например, журнал Esquire использует втяжку для рубрики «Чтение», тем самым обосабливая её от остального контента и задерживая внимание читателя на литературном повествовании. Согласитесь, в наше время клипового сознания, эффект притяжения к рубрике «Чтение» — это уже большой результат.

Вот так увлекательно и даже игриво можно общаться с читателем! Вдохновляйтесь существующим, чтобы создавать свою собственную музыку. И, поверьте, если в вашем творчестве есть изюминка, если в него вложена энергия, читатель непременно останется вам благодарен. Мы считываем окружающую нас атмосферу подсознательно.

Будьте творцами волнующих произведений!

С наилучшими пожеланиями,
Елена Пушкина